В соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п. 5.3 Положения о бюджетном процессе в Великом Новгороде Контрольно-счетной палатой проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Великого Новгорода за 2022 год, включающая внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет (далее – заключение) об исполнении бюджета.
1. Внешняя проверка бюджетной отчетности
Подготовке заключения на годовой отчет об исполнении бюджета Великого Новгорода предшествовала внешняя проверка бюджетной отчетности за 2022 год, представленной в Контрольно-счетную палату главными администраторами бюджетных средств Великого Новгорода (далее — ГАБС).
Проверка проведена с целью оценки достоверности представленных показателей отчета об исполнении бюджета Великого Новгорода за 2022 год, соблюдения ГАБС законодательства при осуществлении бюджетного процесса в отчетном периоде и подготовки соответствующего заключения.
Сводная бюджетная отчетность ГАБС, а также бухгалтерская отчетность подведомственных муниципальных бюджетных и автономных учреждений за 2022 год была представлена в Контрольно-счетную палату в полном объеме по установленным формам и в срок.
В целом, анализ представленной бюджетной отчетности показал, что она сформирована в соответствии с требованиями действующего законодательства и дает объективное представление о финансово-хозяйственной деятельности ГАБС за 2022 год. При этом объектами контроля допускаются нарушения и недостатки, ряд из которых приводит к искажению показателей отдельных форм отчетов.
В ходе внешней проверки были проведены тематические контрольные мероприятия непосредственно в отношении следующих объектов контроля: комитета по управлению городским и дорожным хозяйством Администрации Великого Новгорода (далее — комитет по УГДХ), комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (далее - КУМИ) и комитета по образованию Администрации Великого Новгорода (далее — комитет по образованию).
Результаты внешней проверки в комитете по УГДХ показали, что представленные в составе бюджетной отчетности данного ГАБС за 2022 год текстовые разделы Пояснительной записки (ф. 0503160) не содержат всех необходимых сведений и информации.
Установлено нарушение при учете и формировании вложений в объекты основных средств, что повлекло предоставление недостоверных данных учета и отчетности, в части наличия по состоянию на конец 2022 года объекта незавершенного строительства.
Также в данном ГАБС было установлено нарушение при оформлении результатов инвентаризации нефинансовых активов, проведенной перед составлением годовой бюджетной отчетности за 2022 год, с целью обеспечения достоверности данных.
Внешней проверкой в КУМИ установлены факты несоблюдения в анализируемом отчетном периоде порядка принятия к учету фактически произведенных вложений (инвестиций) при создании объектов благоустройства в состав имущества муниципальной казны, для дальнейшей передаче эксплуатирующим организациям. Это привело к занижению показателя балансовой стоимости объектов имущества городской казны на конец отчетного периода на сумму 143,7 млн. руб. и соответствующим образом отразилось на достоверности годовой бюджетной отчетности городского округа в целом. Показатель же фактических вложений в объекты незавершенного строительства, напротив оказался необоснованно завышен.
В ходе внешней проверки в комитете по образованию в основном были установлены нарушения и недостатки в отношении бухгалтерской отчетности муниципальных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных ГАБС, часть из которых исправлена в ходе контрольного мероприятия.
2. Заключение на Отчет об исполнении бюджета
Отчет об исполнении бюджета Великого Новгорода за 2022 год (далее - годовой отчет), проект решения Думы Великого Новгорода «Об утверждении Отчета об исполнении бюджета Великого Новгорода за 2022 год» (далее - Проект решения) и иные документы, подлежащие направлению одновременно с годовым отчетом, представлены Администрацией Великого Новгорода в Контрольно- счетную палату своевременно и в полном объеме.
Подготовленное Заключение на годовой отчет включает экспертную оценку по следующим направлениям:
анализ общих параметров бюджета, состояния муниципального долга, состояния дебиторской и кредиторской задолженности;
анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета;
анализ сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ;
анализ использования средств, направленных на осуществление капитальных вложений.
Исполнение бюджета Великого Новгорода за 2022 год характеризуется следующими показателями:
(млн.руб.)
Наименование
показателя |
Уточненный план |
Исполнение |
Процент исполнения |
Доходы |
7120,5 |
7298,2 |
102,5 |
Расходы |
7239,7 |
7169,6 |
99,0 |
Дефицит |
119,2 |
- |
- |
Профицит |
- |
128,6 |
- |
Бюджет Великого Новгорода, как и годом ранее, исполнен с профицитом, который образовался за счет перевыполнения плана по налоговым и неналоговым доходам и фактического осуществления ряда расходов (как по собственным полномочиям, так и производимым за счет межбюджетных трансфертов) в объемах, менее запланированных. Конкретные причины уменьшения расходов по отношению к плановым в разрезе разделов бюджетной классификации отражены в представленном КСП заключении.
Размер муниципального долга Великого Новгорода в 2022 году продолжил уменьшаться и на конец анализируемого отчетного периода составил 2164,8 млн. руб (-5,2 млн. руб. за год).
Состав и динамика муниципального долга Великого Новгорода представлены в следующей таблице:
(млн. руб.)
Вид заимствования |
Объем и структура муниципального долга |
на 01.01.2021 г. |
на 31.12.2021 г. |
на 31.12.2022 г. |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
Кредиты, полученные от кредитных организаций |
1993,9 |
91,5 |
562,8 |
25,9 |
- |
- |
Бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы РФ |
186,1 |
8,5 |
1607,2 |
74,1 |
2164,8 |
100 |
Муниципальный долг, всего |
2180,0 |
100 |
2170,0 |
100 |
2164,8 |
100 |
Таким образом, за 2022 год, помимо сокращения номинального объема, существенно изменилась структура муниципального долга — произошло полное замещение доли коммерческих кредитов бюджетными, с одновременным увеличением сроков возврата предоставленных средств вплоть до 2029 года. Как следствие, объем расходов на обслуживание муниципального долга сократился по итогам 2022 года более чем в 11 раз и составил менее 1 процента (7,6 млн. руб.) собственных расходов городского бюджета при предельном ограничении в 15% (ст. 111 БК РФ).
Другие бюджетные нормативы относительно муниципального долга также выполнены. Уровень долговой нагрузки продолжил снижение в отчетном году и составил 79% от суммы налоговых и неналоговых доходов.
В заключении КСП содержится анализ состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности городского бюджета за 2022 год, согласно данным представленной в Контрольно-счетную палату годовой бюджетной отчетности, а также состав и динамика дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных и автономных муниципальных организаций.
Бюджетная задолженность имеет текущий характер, просроченная кредиторская отсутствует.
По состоянию на 01.01.2023 года дебиторская задолженность учреждений увеличилась на 704,2 млн. руб. или на 11,9 %.
Наибольший удельный вес в структуре дебиторской задолженности занимает задолженность по субсидиям на выполнение учреждениями муниципальных заданий, рост которой связан с увеличением ассигнований, предусмотренных трехлетним бюджетом города на данные цели.
В заключении КСП содержится общий анализ исполнения доходных и расходных статей бюджета.
В 2022 году поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Великого Новгорода характеризуются следующими данными:
(млн. руб.)
Вид поступления |
Фактически поступило в
2021 году |
Уточненный бюджет
2022 года |
Фактически исполнено
в 2022 году |
Отклонение от прогнозных показателей |
млн. руб. |
% |
Налоговые и неналоговые доходы |
2523,7 |
2559,8 |
2739,5 |
+179,7 |
107 |
Безвозмездные поступления |
4309,4 |
4560,7 |
4558,7 |
-1,9 |
99,9 |
Доходы, всего |
6883,1 |
7120,5 |
7298,2 |
+177,8 |
102,5 |
За 2022 год поступления налоговых и неналоговых доходов увеличились как по отношению к уровню прошлого года, так и к прогнозным значениям отчетного периода. В отчетном периоде плановые задания выполнены по всем видам налоговых и неналоговых поступлений. По отношению к уровню исполнения бюджета по доходам за 2021 год, рост налоговых доходов составил более 10 % при одновременном снижении неналоговых поступлений на 4,4 %. Приложение к заключению в табличной форме содержит характеристику динамики налоговых и неналоговых поступлений по отношению к уровню предыдущего года и плановым заданиям отчетного периода в разрезе каждого вида поступлений.
Выполнение прогнозных показателей по доходам позволило в полном объеме профинансировать бюджетные обязательства городского округа, предусмотренные к исполнению в рамках собственных полномочий.
Дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из областного бюджета поступили в бюджет Великого Новгорода в объеме 99,8 – 100 % от годового плана и предусмотрены в расходной части бюджета к использованию в соответствии с целевым назначением.
Исполнение расходной части бюджета за 2022 год характеризуется следующими данными.
Уточненные бюджетные назначения по расходам на 2022 год утверждены в общей сумме 7239,7 млн. руб., исполнены в сумме 7169,6 млн. руб. или на 99 %, из них: по собственным полномочиям в сумме 2647,1 млн. руб. или на 98,7 %, за счет межбюджетных трансфертов — 4522,5 млн. руб. или 99 % от предусмотренного бюджетом показателя. Неисполненные бюджетные назначения по расходам составили в целом 70,1 млн. руб., в том числе по собственным полномочиям - 34,7 млн. рублей.
Анализ расходов бюджета Великого Новгорода за 2022 год проведен в разрезе разделов бюджетной классификации по наиболее объемным направлениям расходования средств, где при этом сложился наиболее низкий процент исполнения, либо произошло существенное изменение структуры и объема расходов по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Заслуживающими внимания стали разделы: общегосударственные расходы, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование и культура. Данные пояснения наряду с подробной пояснительной запиской к проекту решения дают полную прозрачность исполнению бюджета по расходам за 2022 год.
Анализ представленного в составе документов и материалов Сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ Великого Новгорода выявил факты отсутствия оценки эффективности по двум программам: «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Великого Новгорода» на 2014 - 2025 годы (по причине непредоставления отчета о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы ответственным исполнителем — комитетом по строительству и архитектуре Администрации Великого Новгорода);«Формирование современной городской среды на территории Великого Новгорода» на 2018-2025 годы (по причине предоставления ответственным исполнителем муниципальной программы - комитетом по управлению городским и дорожным хозяйством Администрации Великого Новгорода в отчетности недостоверных сведений).
Выборочным анализом установлены факты: нарушения бюджетного законодательства в части приведения объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение муниципальных программ в соответствие с решением Думы Великого Новгорода о бюджете Великого Новгорода - по трем программам; нарушения срока утверждения муниципальных программ – по одной программе.
Установлено, что при разработке отдельных муниципальных программ и их реализации имели место нарушения требования пункта 4 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ.
Так, в ряде случаев утвержденные значения целевых показателей муниципальных программ не увязаны с выполнением программных мероприятий, финансируемых за счет средств субсидий вышестоящих бюджетов, и целевыми показателями (результатами использования субсидии), содержащимися в государственных программах Новгородской области. В результате оценка эффективности отдельных муниципальных программ произведена без учета соответствующих целевых показателей.
В заключении КСП также приведена информация об исполнении Адресной инвестиционной программы Великого Новгорода за отчетный период.
В 2022 году инвестиционные вложения в объекты муниципального имущества составили 729,84 млн. руб. (из плановых 738,68 млн. руб.). Основными источниками финансирования объектов АИП, как и в предыдущие отчетные периоды, являлись субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, предоставленные бюджету Великого Новгорода из вышестоящих бюджетов (602,5 млн. руб. или 86 %).
Удельный вес инвестиций в общей сумме расходов 2022 года составил 10,2%, что в два раза ниже 2021 года и объясняется завершением строительства больших объектов.
Выводы
В результате проведенного экспертно-аналитического мероприятия можно сделать вывод о том, что представленный проект решения Думы Великого Новгорода «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Великого Новгорода за 2022 год» во всех существенных отношениях достоверно отражает кассовое исполнение доходов, расходов и источников финансирования дефицита городского бюджета за период с 01 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.
С учетом изложенного, Контрольно-счетная палата рекомендует утвердить отчет об исполнении бюджета Великого Новгорода за 2022 год.