
Вводятся с 01.01.2025 новые Правила разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами производства и потребления
Территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными исполнительными органами субъектов РФ в соответствии с документами территориального планирования на срок не менее 10 лет.
Территориальная схема включает в себя текстовый документ, утверждаемый уполномоченным органом, и электронную модель территориальной схемы.
В случае если в субъекте РФ введена в эксплуатацию ГИС субъекта РФ, в которой собирается, хранится, обрабатывается информация в области обращения с отходами на территории такого субъекта РФ, электронная модель территориальной схемы формируется с использованием баз данных, программного и технического обеспечения, предназначенных для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта РФ деятельности по обращению с отходами, содержащихся в указанной ГИС субъекта РФ.
В случае отсутствия в субъекте РФ указанной ГИС субъекта РФ уполномоченный орган вправе формировать электронную модель территориальной схемы с использованием ФГИС УТКО, программного обеспечения, предоставленного российским экологическим оператором.
Предусмотрена ежегодная корректировка отдельных сведений, содержащихся в территориальной схеме.
Ранее утвержденные территориальные схемы обращения с отходами производства и потребления могут применяться до утверждения территориальных схем обращения с отходами производства и потребления или их корректировки по новым правилам.
В случае если ранее исполнительными органами субъектов РФ заключен государственный контракт на оказание услуг по разработке проекта территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления или ее корректировки, но такая территориальная схема или ее корректировка не утверждена, такой проект территориальной схемы или ее корректировки разрабатывается, рассматривается, проходит общественное обсуждение, утверждается в прежнем порядке.
Определены особенности обращения с ТКО на труднодоступных территориях
В Закон об отходах производства и потребления вводятся понятия "труднодоступная территория" и "перегрузочная станция". Уточняются понятия "хранение отходов" и "накопление отходов".
Хранение отходов по общему правилу допускается на труднодоступных территориях сроком более чем 12 месяцев, а накопление отходов - на срок не более чем 12 месяцев.
Сведения о труднодоступных территориях и данные о перегрузочных станциях должны включаться в территориальные схемы обращения с отходами.
Перечень труднодоступных территорий определяется субъектами РФ в составе территориальных схем обращения с отходами при условии, что указанный перечень согласован с российским экологическим оператором и Росприроднадзором.
ТКО могут транспортироваться с использованием перегрузочных станций. Перегрузочная станция включается в территориальную схему обращения с отходами органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в следующих случаях:
- нахождение перегрузочной станции на труднодоступной территории;
- прогнозная величина расходов на транспортирование ТКО, рассчитанная исходя из схемы потоков, предусматривающей использование перегрузочной станции, включая расходы на создание и эксплуатацию перегрузочной станции, на очередной период регулирования, меньше прогнозной величины расходов на транспортирование ТКО, рассчитанной исходя из схемы потоков без использования перегрузочной станции, на очередной период регулирования.
На перегрузочной станции допускается накопление ТКО. При этом должны соблюдаться следующие условия:
- периодичность транспортирования ТКО определяется исходя из сроков накопления ТКО, установленных правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством РФ;
- на труднодоступных территориях порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утверждаемым субъектом РФ, может быть предусмотрено накопление собственниками ТКО или уполномоченными ими лицами ТКО непосредственно на перегрузочных станциях.
При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО учитываются расходы на создание и эксплуатацию перегрузочных станций, указанных в территориальной схеме обращения с отходами, в размере и порядке, которые определяются в соответствии с основами ценообразования в области обращения с ТКО.
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов должны реализовываться органами государственной власти путем разработки и осуществления водохозяйственных мероприятий
Скорректировано содержание схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Уточняется, что по решению органа местного самоуправления городского или сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, по решению исполнительного органа субъекта РФ - города федерального значения донный грунт может быть использован в интересах физического лица, юридического лица, проводящих дноуглубительные и другие работы, связанные с изменением дна и берегов водных объектов, либо в интересах третьих лиц, при условии, что донный грунт не содержит твердых полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым.
Предусмотрено функционирование ГИС управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (01.01.2025)
Система создается, развивается и эксплуатируется в целях повышения эффективности государственного управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, физических лиц и ИП информацией в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В системе содержится информация:
- содержащаяся в государственном охотхозяйственном реестре;
- о выданных и об аннулированных разрешениях на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов;
- о выданных и об аннулированных разрешениях на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
- предусмотренная частью 3 статьи 37.1 Закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов;
- об оказываемых услугах в сфере охотничьего хозяйства;
- иная информация, определяемая Правительством РФ.
Информация, содержащаяся в системе, представляется органами государственной власти, уполномоченными на ведение государственного охотхозяйственного реестра и иных реестров в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Содержащаяся в системе информация об охотниках передается в ГИС, оператором которой является Росгвардия, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Доступ поставщиков информации к системе для размещения в ней информации осуществляется посредством ЕСИА.
Также установлено, что по общему правилу охотничий билет выдается в форме электронного документа. В случае, если физическое лицо, подавшее заявление о выдаче охотничьего билета, указало на необходимость получения охотничьего билета на бумажном носителе, охотничий билет выдается на бумажном носителе, имеющем равную юридическую силу с охотничьим билетом, выданным в форме электронного документа.
Обновляются правила выдачи и аннулирования охотничьего билета, а также его форма.
Истекает срок, в течение которого юридические лица, ИП, которым принадлежат объекты размещения отходов I и II классов опасности, введенные в эксплуатацию до 1 сентября 2023 года, обязаны по согласованию с Росприроднадзором определить срок эксплуатации таких объектов
Также истекает срок, в течение которого:
- юридические лица, ИП, которым принадлежат здания и сооружения, которые являются опасными производственными объектами или в которых находятся опасные производственные объекты (за исключением шахт угольной промышленности), введенные в эксплуатацию до 1 сентября 2023 года, обязаны представить в Росприроднадзор сведения о сроке эксплуатации таких зданий и сооружений, содержащемся в проектной документации на строительство или реконструкцию таких зданий и сооружений, с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы данной проектной документации (в случае реконструкции объекта - также реквизитов разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта). В противном случае юридические лица, ИП, которым принадлежат такие здания и сооружения, не позднее 1 сентября 2025 года должны представить в Росприроднадзор документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды;
- юридические лица, ИП, которым принадлежат шахты угольной промышленности, введенные в эксплуатацию до 1 сентября 2023 года, обязаны представить в Росприроднадзор сведения об установленном лицензией на пользование недрами сроке пользования участком недр с указанием реквизитов лицензии на пользование недрами и о предусмотренном техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых сроке разработки месторождения полезных ископаемых с указанием реквизитов решения о согласовании технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых. В противном случае юридические лица, ИП, которым принадлежат шахты угольной промышленности, не позднее 1 сентября 2025 года представляют в Росприроднадзор документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 56.1 Закона об охране окружающей среды.
С 01.03.2025 изменяется порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду
Материалы оценки воздействия на окружающую среду в целях информирования общественности подлежат размещению в открытом доступе в Интернете заказчиком или исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в соответствии с порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду.
Общественные обсуждения проводятся в соответствии с порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду органами местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа или органами государственной власти субъектов РФ в случаях, если планируемая деятельность будет осуществляться в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, а также если хозяйственная и иная деятельность планируется на территориях двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов.
Общественные обсуждения с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными НКО, юридическими лицами проводятся с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе единого портала госуслуг, или в очном формате по инициативе граждан, органа местного самоуправления или органа государственной власти, ответственных за организацию и проведение общественных обсуждений, в соответствии с порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду.
Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2024 N 1644.
С 01.03.2025 вводится аттестация экспертов государственной экологической экспертизы
Аттестация проводится Росприроднадзором на безвозмездной основе.
Реестр экспертов экологической экспертизы размещается на сайте Росприроднадзора.
Уточняются права и обязанности эксперта государственной экологической экспертизы.
Также уточняется, что общественную экологическую экспертизу проводят общественные объединения и другие негосударственные НКО.
Экспертом общественной экологической экспертизы является лицо, соответствующее требованиям, указанным в статьях 16 и 20 Закона об экологической экспертизе.
Эксперты и руководитель экспертной комиссии, привлекаемые для проведения общественной экологической экспертизы, не вправе передавать документы или документацию, подлежащие общественной экологической экспертизе, третьим лицам.
Аттестация экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, а также формирование и ведение реестра экспертов осуществляются в порядке, предусмотренном для государственной экологической экспертизы.
Обновлены основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ № 1318 внесены изменения в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные.
При установлении тарифов в сфере обращения с ТКО на 2025 год учитываются прогнозные расходы (недополученные доходы) за 2024 год. Они рассчитываются на основании экономически обоснованных расходов и доходов, возникших за период с 1 января по 30 сентября 2024 года, для региональных операторов:
- подавших заявление об установлении тарифов в сфере обращения с ТКО в срок до 1 ноября 2024 года в орган регулирования тарифов дополнительно к предложению об установлении указанных тарифов на 2025 год,
- для которых утверждена инвестиционная программа в указанной области, по результатам выполнения которой обеспечивается сортировка 100 % объема ежегодно образуемых ТКО.
При этом расходы и доходы должны быть подтверждены бухгалтерской отчетностью за указанный период.
С 01.03.2025 вводится обязанность размещения информации в ФГИС состояния окружающей среды
Поставщиками информации в информационную систему являются федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также юридические лица, физические лица, в том числе ИП, которые обязаны представлять в федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в соответствии с законодательством.
Информация о результатах государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), о результатах государственного экологического контроля (надзора), информация, содержащаяся в отчетах об организации и о результатах производственного экологического контроля, размещается в информационной системе.
Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в информационной системе.
В случае, если информация, которая должна размещаться в информационной системе, содержится в иных государственных или муниципальных информационных системах, государственных реестрах и включается в иные государственные или муниципальные информационные системы, государственные реестры в обязательном порядке, такая информация подлежит размещению в информационной системе из указанных иных государственных или муниципальных информационных систем, государственных реестров в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Информация, размещенная в информационной системе и свидетельствующая об угрозе возникновения ЧС, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон ЧС, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Информация, размещенная в информационной системе и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека, подлежит незамедлительному представлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты.
С 01.03.2025 уточняются отдельные положения, касающиеся установления нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение
Уточняется понятие "комплексное экологическое разрешение" в части указания на то, что такое разрешение содержит нормативы в области охраны окружающей среды.
Установлено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение разрабатываются и устанавливаются в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления в составе комплексного экологического разрешения.
Заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать, помимо прочего, технологические нормативы и расчеты таких нормативов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, а также обоснование таких нормативов.
Комплексное экологическое разрешение содержит в том числе обоснование нормативов образования отходов производства и потребления.
Одновременно предусмотрено, что хозяйствующие субъекты при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Уточняется, что для юридических лиц или ИП, действующих на объектах I категории и на объектах II категории в случае выдачи на объекты II категории комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в составе комплексного экологического разрешения.
При этом исключена обязанность юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах II категории в случае выдачи на объекты II категории комплексного экологического разрешения, включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.