
Новгородская межрайонная природоохранная прокуратура информирует:
Свободное и беспрепятственное природопользование является одним из безусловных прав граждан.
Статьей 6 Водного кодекса РФ закреплено, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
При этом под береговой полосой понимается прилегающий к водному объекту участок земли шириной 20 м (для каналов, рек и ручьев длиной менее 10 км – 5 м).
Закрепленное положение означает, что в границах береговой полосы не должно находиться зданий, строений или иных сооружений, которые препятствуют свободному передвижению как в направлении водного объекта, так и вдоль него на протяжении всей ширины двадцатиметровой береговой полосы.
С целью предотвращения незаконной застройки берега земельным законодательством также предусмотрены дополнительные ограничения. Так, запрещена передача в частную собственность земельных участков, расположенных в границах береговой полосы (ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом (ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).
Ограничение доступа граждан к водному объекту образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Незаконно возведенные в границах береговой полосы сооружения подлежат демонтажу и сносу в административном (на основании решения органа местного самоуправления) или судебном порядке, в том числе по иску прокурора.
Правительством РФ установлен порядок ведения реестра недобросовестных участников аукционов в сфере рыболовства.
Постановлением Правительства РФ от 09.04.2024 № 439 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных участников аукционов по продаже права на заключение договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, договоров пользования водными биологическими ресурсами, договоров пользования рыболовным участком.
Правила приняты в целях реализации Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Реестр является государственным информационным ресурсом и ведется Федеральным агентством по рыболовству в электронном виде с использованием официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются доступными для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Сведения исключаются из реестра по истечении 3 лет со дня их включения в реестр, а до истечения указанного срока - на основании решения суда.
Постановление вступило в силу с 1 сентября 2024 года.
Ответственность за незаконную добычу водных биологических ресурсов.
Граждане, добывшие водные биоресурсы без разрешительных документов (в случае их необходимости), в нарушение условий, предусмотренных такими документами, нарушившие запреты (например, по способу, периоду или орудию лова) привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил, регламентирующих рыболовство. Максимальное наказание для граждан – штраф до 5 тыс. рублей, для должностных лиц – до 30 тыс. рублей, для юридических лиц до – 200 тыс. рублей.
В случае причинения крупного ущерба (свыше 100 тыс. рублей), применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ с максимальным наказанием в виде штрафа до 1 млн. рублей, либо лишения свободы до 5 лет.
Для расчета ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, применяются утвержденные таксы. Исчисление осуществляется за 1 экземпляр, вне зависимости от размера и веса.
Например, за добычу 1 экземпляра калуги ущерб составит 269 250 рублей.
В особом порядке уголовным законодательством регулируются вопросы незаконной добычи, содержания, приобретения, хранения, перевозки, пересылки и продажи особо ценных водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных). Браконьер, привлеченный к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 258.1 Уголовного кодекса РФ может получить максимальное наказание в виде лишения свободы до 9 лет со штрафом в размере до 3 млн. рублей.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена такая мера уголовно-правового характера как конфискация. Так конфискации подлежат орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.
При назначении административного наказания судом также может быть назначена конфискация орудия совершения административного правонарушения.
Кроме того, за браконьерство предусмотрена гражданско-правовая ответственность – взыскание в пользу Российской Федерации причиненного водным биологическим ресурсам ущерба.
Усилен госконтроль за рыболовством и сохранением водных биоресурсов.
Росрыболовство и его территориальные органы смогут контролировать в режиме постоянного рейда, соблюдают ли компании и ИП требования в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (кроме морских). Поправки к Закону о рыболовстве вступают в силу с 1 марта 2025 года.
Инспекторам разрешено постоянно быть в пунктах контроля или перемещаться по определенной территории (акватории), чтобы предупреждать, выявлять и пресекать нарушения. В положение о госконтроле за рыболовством внесут правила о проведении постоянного рейда.
Напомним, при данном режиме контролируемые лица, их представители и работники обязаны по требованию инспектора останавливаться, обеспечивать доступ к ТС и иным производственным объектам, представлять документы для ознакомления. Инспекторы также вправе проводить опрос и инструментальное обследование.